1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - военный округ) является основной военно-административной единицей Российской Федерации, межвидовым стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются - Вооруженные Силы) и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории
в установленных границах ответственности.Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуется - Генеральный штаб).
2. В состав военного округа входят объединенное стратегическое командование, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, дислоцированные на его территории, в соответствии с перечнями, утверждаемыми Министром обороны Российской Федерации (далее именуются - войска военного
округа). В отдельных случаях в состав военного округа могут входить российские военные базы, дислоцированные на территории иностранных государств. Территория военного округа - часть территории Российской Федерации в установленных для военного округа границах. Решения о количестве военных округов в Российской Федерации,
их создании, реорганизации, ликвидации и установлении границ военных округов принимаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации,
3. Руководство военным округом осуществляет Министр обороны Российской Федерации. Генеральный штаб осуществляет управление военным округом в соответствии с решениями Министра обороны Российской Федерации и обеспечивает контроль за их исполнением. Для военного округа являются также обязательными директивы и указания заместителей Министра обороны Российской Федерации и главнокомандующих видами Вооруженных Сил по вопросам, отнесенным к их компетенции.
4. Взаимоотношения военного округа с дислоцированными на его территории объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями (органами), воинскими (специальными) формированиями федеральных органов исполнительной власти, привлекаемых к решению задач в области обороны в соответствии с Федеральным законом
«Об обороне» (далее именуются - другие войска, воинские формирования и органы) осуществляются в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, совместными нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят другие войска, воинские
формирования и органы.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВОЕННОГО ОКРУГА
5. Основными задачами военного округа являются: прогнозирование и оценка военных угроз Российской Федерации в границах ответственности, подготовка предложений по формированию и проведению государственной политики в области обороны;
своевременное вскрытие непосредственной подготовки агрессии против Российской Федерации и ее союзников в границах ответственности и ее отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами;
проведение мероприятий стратегического сдерживания в части касающейся военного округа;
поддержание боевой и мобилизационной готовности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил и военных комиссариатов, дислоцированных на территории военного округа и подчиняющихся командующему войсками военного округа в соответствии с установленной для них формой подчиненности (далее именуются - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил), на уровне, обеспечивающем своевременное выполнение поставленных задач и перевод с мирного на военное время;
подготовка граждан Российской Федерации к военной службе, призыв их на военную службу, проведение работы по приему граждан на военную службу по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации;
комплектование органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (за исключением видов, родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления, определенных Генеральным штабом), в том числе выполняющих миротворческие функции, находящихся за пределами Российской Федерации и выполняющих задачи в условиях вооруженных конфликтов, военнослужащими, проходящими военную службу на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин;
взаимодействие с войсковыми казачьими обществами по вопросам привлечения их членов к выполнению обязанностей военной службы;
обеспечение реализации законодательства Российской Федерации об альтернативной гражданской службе;
комплектование органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории военного округа, в соответствии с установленной для них формой подчиненности мобилизационными ресурсами;
перевод с мирного на военное время органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;
поддержание и совершенствование базы мобилизационного развертывания органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, создание запаса мобилизационных материальных ресурсов, обеспечивающих их мобилизационное развертывание, подготовка и накопление в запасе Вооруженных Сил необходимого количества военно-обученных мобилизационных людских ресурсов;
подготовка и проведение мобилизационного развертывания органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории военного округа, в соответствии с установленной для них формой подчиненности;
мобилизация людских и транспортных ресурсов на территории военного округа;
контроль за выполнением в организациях, находящихся на территории военного округа, требований Положения о военно-транспортной обязанности и готовностью транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам, другим войскам, воинским формированиям и органам;
контроль осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
координация мобилизационной подготовки других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории военного округа, в соответствии с установленной для них формой подчиненности, контроль состояния их мобилизационной готовности;
формирование и подготовка резервных формирований в соответствии с планами и указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (директивами Генерального штаба), проведение их боевого слаживания и отправка по предназначению;
проведение военного обучения граждан в период военного положения и в военное время;
развертывание по решению Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации группировки войск (сил);
всестороннее обеспечение (за исключением видов обеспечения, отнесенных к компетенции центральных органов военного управления и их территориальных структур (подразделений) деятельности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории военного округа, в соответствии с установленной для них формой подчиненности;
противовоздушная оборона войск и важнейших объектов Российской Федерации, расположенных на территории военного округа;
совершенствование системы управления и организация боевого управления в соответствии с оперативными (боевыми) задачами;
проведение мероприятий (работ) по предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия, оружия повышенной потенциальной опасности и обеспечению их готовности к санкционированному применению;
радиоэлектронная защита радиоэлектронных средств систем государственного и военного управления;
зашита государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде;
оперативная, боевая и мобилизационная подготовка органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также совместная оперативная, боевая и мобилизационная подготовка с другими войсками, воинскими формированиями и органами, дислоцированными на территории военного округа;
оперативное оборудование территории военного округа, изучение и военн о-географическое описание территории в границах ответственности;
заблаговременная подготовка территории в границах ответственности военного округа в топогеодезическом отношении;
обеспечение перегруппировок войск и сил флота, транзитных перевозок через территорию военного округа, а также восстановление боеспособности войск и организация восстановления вооружения и военной техники;
подготовка и применение временных перегрузочных районов и запасных морских перегрузочных районов, дислоцированных на территории военного округа;
подготовка и ведение территориальной обороны;
очистка местности и объектов от взрывоопасных предметов (разминирование) в районах, где велись боевые действия, а также территории полигонов;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах Вооруженных Сил и восстановление их нормального функционирования, организация гражданской (местной) обороны в воинских частях, организациях и на объектах Вооруженных Сил, дислоцированных на территории военного округа;
участие в обеспечении режима чрезвычайного положения, введенного на территории военного округа, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
содержание в исправном состоянии вооружения, военной техники и других материальных средств, создание и содержание запасов вооружения, военной техники и других материальных средств в объемах, обеспечивающих применение войск военного округа, других войск, воинских формирований и органов, передаваемых в подчинение командующему войсками военного округа в соответствии с установленной для них формой подчиненности в случае угрозы агрессии и при ведении военных действий (планирование и перемещение вооружения, военной техники и других материальных средств по номенклатуре, закрепленной за Генеральным штабом, по согласованию с Генеральным штабом (ГОМУ);
эксплуатация и хранение вооружения, военной техники и других материальных средств;
использование по назначению жилищно-казарменного фонда и учебно-материальной базы;
обеспечение информационной безопасности, защита государственной тайны;
подготовка и выделение соединений и воинских частей (подразделений из состава воинских частей) военного округа в состав миротворческих сил;
участие в мероприятиях международного военного сотрудничества, реализации международных договоров Российской Федерации, внешней инспекционной деятельности;
проведение мероприятий по противодействию терроризму в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил.
III. УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННЫМ ОКРУГОМ
6. Военный округ возглавляет командующий войсками военного округа. Командующий войсками военного округа назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации, Командующий войсками военного округа подчиняется: Министру обороны Российской Федерации;
начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первому заместителю Министра обороны Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции.
7. Командующий войсками военного округа является командующим развертываемой на базе войск военного округа группировкой войск (сил), прямым начальником всего личного состава военного округа и несет ответственность за боевую и мобилизационную готовность органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, дислоцированных на территории военного округа, в соответствии с установленной для них формой подчиненности.
8. Органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил, а также другие войска, воинские формирования и органы, дислоцированные (выполняющие задачи) в границах ответственности военных округов (операционных зон флотов), могут подчиняться командующему войсками военного округа
непосредственно, оперативно или по специальным вопросам.
Перечни органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, подчиненных командующему войсками военного округа непосредственно, оперативно и по специальным вопросам устанавливаются директивой Министра обороны Российской Федерации. Для отдельных объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил с учетом специфики их деятельности Министром обороны Российской Федерации (Генеральным штабом) может ограничиваться круг вопросов, по которым они подчиняются командующему войсками военного округа.
9. Командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа объединенное стратегическое командование, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты. Командующему войсками военного округа непосредственно подчинены дислоцированные на территории военного округа объединения Военно-воздушных сил (за исключением Оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны, командований Дальней и Военно-транспортной авиации) и Военно-Морского Флота, соединения Железнодорожных войск.
Непосредственное подчинение предусматривает подчиненность командующему войсками военного округа по всем вопросам. Непосредственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты используются и выполняют поставленные задачи по решениям и планам командующего войсками военного округа.
10. В соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, а также совместными нормативными правовыми актами Министра обороны Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят другие войска, воинские формирования и органы, для решения задач
в области обороны в оперативное подчинение командующему войсками военного округа могут передаваться объединения, соединения и воинские части Вооруженных Сил, а также другие войска, воинские формирования и органы.
Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную, на период подготовки и выполнения боевых задач, подчиненность объединений, соединений и воинских частей командующему войсками военного округа, в том числе по вопросам боевой и мобилизационной готовности. При этом переданные в его оперативное подчинение объединения, соединения и воинские части сохраняют подчинение соответствующим центральным органам военного управления, а также органам управления других войск, воинских формирований и органов по вопросам кадровой работы и организации специальных видов обеспечения. Оперативно подчиненные командующему войсками военного округа органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил, а также другие войска, воинские формирования и органы применяются по его решениям и планам.
Командующий войсками военного округа осуществляет постановку боевых задач оперативно подчиненным ему органам военного управления, объединениям, соединениям, воинским частям и организациям Вооруженных Сил, а также другим войскам, воинским формированиям и органам, организует и контролирует их выполнение, осуществляет управление ими и несет ответственность за выполнение поставленных задач, организует совместную подготовку и взаимодействие с другими войсками, воинскими формированиями и органами.
11. По специальным вопросам командующему войсками военного округа подчиняются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил, а также другие войска, воинские формирования и органы, дислоцированные на территории военного округа-Подчинение по специальным вопросам для органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, предусматривает подчиненность командующему войсками военного округа по вопросам: боевой и мобилизационной готовности; подготовки и проведения мобилизационного развертывания (формирования) войск (сил); защиты государственной тайны; гарнизонной и караульной служб; комплектования войск личным составом (за исключением объединений, соединений, воинских частей, организаций видов, родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления, определенных Генеральным штабом); поддержания воинской дисциплины и правопорядка; материально-технического (кроме номенклатуры вооружения и военной техники соответствующих видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации), медицинского, морально-психологического и других видов обеспечения (за исключением специальных видов обеспечения Военно-воздушных сил и Военно-Морского Флота), а также по иным вопросам, определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Другие войска, воинские формирования и органы, дислоцирующиеся на территории военного округа, подчинены командующему войсками военного округа по вопросам мобилизационной готовности, гарнизонной службы, а также по другим вопросам, определенным совместными нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
12. В соответствии с международными договорами Российской
Федерации в подчинение командующему войсками военного округа могут передаваться войска и силы иностранных государств, выделенные в состав коалиционных группировок войск (сил). В соответствии с международными договорами Российской Федерации в состав коалиционной группировки войск (сил) могут выделяться объединения, соединения и воинские части Вооруженных Сил, ранее непосредственно, оперативно или по специальным вопросам подчиненные командующему войсками военного округа.
13. Командующий войсками военного округа возглавляет объединенное стратегическое командование. Объединенное стратегическое командование является межвидовым органом военного управления и предназначено для организации и руководства решением задач, возложенных на военный округ в мирное и военное время, управления войсками (силами), подчиненными командующему войсками военного округа непосредственно, оперативно и по специальным вопросам. Объединенное стратегическое командование является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации. Положение об объединенном стратегическом командовании утверждается приказом Министра обороны Российской Федерации, Организационно-штатная структура объединенного стратегического командования устанавливается Генеральным штабом,
Объединенное стратегическое командование в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, совместными нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят другие войска, воинские формирования и органы, директивами Генерального штаба, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также Положением об объединенном стратегическом командовании,
14. Объединенное стратегическое командование в мирное и военное время организует и обеспечивает решение возложенных на военный округ задач во взаимодействии с центральными органами военного управления.
15. Объединенное стратегическое командование взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к его компетенции, через соответствующие центральные органы военного управления, а также непосредственно организует и поддерживает постоянное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на территории военного округа по вопросам планирования и выполнения мобилизационных мероприятий, мероприятий по подготовке граждан к военной службе, их призыва и приема на военную службу по контракту, воинского учета, учета мобилизационных транспортных средств, территориальной обороны, обеспечения выполняемых войсками военного округа задач и их повседневной деятельности.
16. Объединенное стратегическое командование имеет печать и угловой штамп установленного образца, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати и штампы.
17. Командующий войсками военного округа несет персональную ответственность за обеспечение военной безопасности Российской Федерации в установленных для военного округа границах ответственности, а также;
осуществляет управление органами военного управления, объединениями» соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами, дислоцированными на территории военного округа, в соответствии с установленной для них формой подчиненности;
осуществляет в установленном порядке перевод органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил с мирного на военное время;
организует применение непосредственно и оперативно подчиненных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории военного округа, в соответствии с установленной для них формой подчиненности;
руководит разработкой и представляет в установленном порядке на утверждение документы по вопросам оперативного планирования, определяемые директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Генерального штаба;
осуществляет руководство организацией боевого управления органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами в соответствии с установленной для них формой подчиненности;
организует проверку боевой и мобилизационной готовности непосредственно и оперативно подчиненных ему войск, контроль за мобилизационной готовностью органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории военного округа, в соответствии с установленной для них формой подчиненности;
организует мероприятия по предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия, оружия повышенной потенциальной опасности и обеспечению их готовности к санкционированному применению в части разблокировки в войсках военного округа;
руководит организацией и несением боевого дежурства (боевой службы) в войсках военного округа в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации;
руководит проведением и организует контроль за проведением мероприятий оперативной, боевой и мобилизационной подготовки органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил а также мероприятий совместной подготовки с другими войсками, воинскими формированиями и органами, дислоцированными на территории военного округа;
проводит по решению Министра обороны Российской Федерации, (Генерального штаба) совместные мероприятия оперативной подготовки с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на территории военного округа, а также совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки с вооруженными силами иностранных государств в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации;
осуществляет организацию и руководство противопожарной охраной, гражданской (местной) обороной, а также обеспечением экологической безопасности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;
организует подготовку и представление предложений по оптимизации состава войск военного округа и совершенствованию их организационных структур, а также ведение состава и численности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил;
организует работу по воспитанию личного состава, поддержанию морально-психологического состояния, правопорядка и воинской дисциплины в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, обеспечению безопасности военной службы;
обеспечивает в пределах предоставленных полномочий реализацию прав военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставление им социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации;
организует в установленном порядке обеспечение информационной безопасности и защиты государственной тайны в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил;
принимает решение на передачу сведений, составляющую государственную тайну, органам государственной власти и организациям Российской Федерации в установленном порядке и в объеме задач, возложенных на военный округ;
организует всестороннее обеспечение (за исключением видов обеспечения, отнесенных к компетенции центральных органов военного управления и их территориальных структур (подразделений) деятельности органов военного управления, объединений, соединений» воинских частей и организаций Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных на территории военного округа, в соответствии с установленной для них формой подчиненности;
организует в установленном порядке обеспечение органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил вооружением, военной техникой, другими материальными средствами, в том числе средствами связи, вычислительной техники и автоматизированными средствами управления, а также контроль за их законным, целевым, экономным, эффективным и рациональным и спо л ьзованием;
утверждает в установленном порядке в пределах предоставленных прав акты на списание нефинансовых (финансовых) активов, ущерба, причиненного их недостачей, а также другими противоправными действиями (бездействием) с указанными активами;
руководит организацией и проведением мероприятий международной деятельности по вопросам, возложенным на военный округ;
организует мероприятия по противодействию коррупции в войсках военного округа;
издает приказы, директивы, инструкции и иные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, дает указания, организует и проверяет их исполнение.
Приказы и директивы командующего войсками военного округа, изданные по вопросам обороны в пределах задач, возложенных на военный округ, обязательны для исполнения органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил, а также другими войсками, воинскими формированиями и органами, дислоцированными на территории военного округа, в соответствии с установленной для них формой подчиненности.
Командующий войсками военного округа осуществляет также иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба.
|